Четверг, 25.04.2024, 01:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Щучанская районная газета "Звезда"

Меню сайта
Форма входа
Вопрос-ответ
ГТО
БЛАГОВЕСТ
Антикоррупция
Дни воинской славы
90 лет району
Человек труда
Правительство обл
Областная Дума
Администр района
Погода
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    город Щучье


    Сто семь дворов государственных крестьян да два каменных дома, принадлежащих торговцам, десять ветряных мельниц да два питейных дома - так выглядело Щучье более ста лет назад. Колхозник сельхозартели им. Пушкина Бурундуков М.Е. говорил, что его покойный дед рассказывал ему, как прибыл он ссыльным сюда в 1830 году с Волги и стал седьмым жителем, поселившимся около озера Щучье. Другие старожилы вспоминают, что их деды из Тамбовской и Орловской губерний, спасаясь от жестокости помещиков, переправились в 1842 году через Урал и обосновались около неизвестного озера, дав ему название Щучье, так как в нем водились щуки. Первые же поселенцы (Куликовы и Вагановы) были из Тамбовской и Пермской областей. Почти целое столетие в деревне пре обладали эти фамилии.

    В церковь, на ярмарку крестьяне ходили в Сухоборское (в то время д. Щучье входила в состав Сухоборской волости). Богатые ярмарки бывали в Чумляке: здесь торговали хлебом, мясом, рыбой, солью, лошадьми, бумажными, кожевенными, меховыми и железными товарами. Население Щучья тогда состояло из 316 жителей мужского и 334 женского пола. Это была, пожалуй, самая маленькая деревенька в волости, за исключением Нифанки, где проживало около 600 крестьян. Щучане занимались хлебопашеством, скотоводством, птицеводством, выращивали пшеницу, овес, в меньших размерах - рожь, коноплю, лён. Под посевы отводили 463,5 десятины земли. Из овощей разводили лук, репу, морковь. К этим культурам добавился картофель. В 1868 году им засадили немногим более восьми десятин, а собрали 1348 пудов. Славилось Щучье на всю округу своими ремесленниками. Даже в волостных селах не было подобных мастеров. В деревне жили два портных, три валенщика, два кузнеца, девять мужиков делали сани и дровни. В графе статистической ведомости «Училища» волостной писарь уверенно стоял прочерк, так как училище было  в Сухоборском – одно на всю волость.

    С самого начала своего образования до 1895 года Щучье представляло собой ничем не примечательное село. После окончания строительства Омской (теперь Южно-Уральской) железной дороги близ села появилась желез нодорожная станция Чумляк. По плану дорога должна была пройти через село Чумляк, расположенное от Щучья в 12-ти километрах на север. Боясь, что с проведением дороги торговля может снизиться, Чумлякские торгаши и кулаки подкупили инженеров, и те, утверждая, что рельеф местности около Щучья ровнее, потребуется меньше затрат, решили отвести дорогу к Щучью. Это обстоятельство способ ствовало более быстрому развитию края, в том числе и самого села.

    На рубеже XIX и XX веков Оренбургская губерния, в состав которой входило Щучье, стала одним из важнейших районов производства товарного хлеба. Развитие капитализма в Зауралье коснулось и села. 1915 год - еще одна веха в истории Щучья, запечатленная в документах. Огром ный поток переселенцев, устремив шихся из центральных губерний в Зауралье и Сибирь сказался на росте населения. В 1915 году в Щучье уже Проживало 1231 человек прописного населения и 1306 - «постороннего». Некогда маленькая деревня превратилась в большое село, где открылись одноклассное министерское училище, земская школа, работала паровая мукомольная мельница – Масленникова. Капиталист Масленников отстроил крупную мельницу для обслуживания местного населения. Жители села пользовались услугами почтово-телеграфной конторы. 32 торговые лавки снабжали щучанцев мануфактурой и продовольственными товарами, а по субботам сюда съезжались на ярмарку крестьяне из окрестных деревень.

    В 1922 году Сухоборская волость была переименована в Щучанскую, её центром становится с. Щучье, а в 1923 году XII съезд РКП (б) принял постановление «О районировании». Согласно его решению, прежнее административ но-хозяйственное деле ние на волости, уезды и губернии было заменено новым - на районы, ок руга, области, так образовался 28 февраля 1924 года Щучанский район.

    Ранним утром 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на Совет ский Союз. Тысячи советских людей, а также и народ нашего paйoнa, поднялись на защиту своей Родины. В первые дни войны трудящиеся района приступили к перестройке местной промышленности и сельского хозяйства на военный лад. В Щучье из Брянска был эвакуирован завод ППО (ЛПМ). Большую часть своей продукции он изготовлял на эк спорт. Война вызвала много труднос тей, однако районная партийная орга низация и трудящиеся района, не жа лея сил и времени, преодолевали их вместе со всей страной. В связи с де мобилизацией уменьшилось число трудоспособного населения. Вся ответственность, легла на плечи женщин, молодежи и стариков. Неоценимый вклад в сельское хозяйство военных лет внесли комсомольцы. В 1941 году в районе были созданы комсомольско-молодежные посты по охране урожая, проведено два комсомольско-молодежных воскресника в фонд обороны. Комсомольцы организовали теплую встречу детей эвакуированных дет ских домов и интернатов, подготови ли для них помещения и всё необходимое. Статус города Щучье присвоен 16 мая 1945 года, когда было принято решение преобразовать Щучанский поселковый Совет в городской Совет депутатов трудящихся  районного подчинения с населением 10600 человек.

    В те времена город наш был молод, его Социальное развитие только начиналось: четырнадцать улиц, три километра водопровода от озера Песчаного до железнодорожного вокзала для снабжения паровозов водой. Люди старшего поколения помнят, как пользовались водой из колодцев и озер. Даже пищекомбинат для выпуска своей продукции брал её из Нифанского озера. А для общественной бани на 25 мест её подвозили на лошадях. В городе, не было cтpoитeльныx организаций. Все работы по строительству и ремонту культурно-бытовых объектов, благоустройству проводило городское коммунальное хозяйство. Оно имело одну автомашину «ГАЗ-АА» и лошадей. Не было и отдела архитекту ры, земельные участки отводил инспектор горкомхоза.               

    Но город постепенно строился и благоустраивался: в 1061 году впервые началось асфальтирование улиц. Сначала появился тротуар вокруг горсада, затем асфальтом была покрыта площадь Победы. А - жители улиц получили воду из построенного водопровода. В. 1957 году из Челябинска в наш город пришел первый электровоз, а в 75-м – сданы в эксплуатацию железнодорожный вокзал и автовокзал.

    Сегодня наш город стал заметно другим! Электровозы давно заменяют скоростные «электрички», лошадей и автобусы - «маршрутки».