К сожалению, в настоящее время в семейном воспитании наблюдается ряд проблем: у многих молодых родителей отсутствует осознанное отношение к их роли как воспитателей, низка социальная установка на процесс воспитания и образования детей. К тому же, зачастую материальные ценности доминируют над духовными, что приводит к искажению представлений о доброте, справедливости, патриотизме и т. д. В связи со сложившейся ситуацией и вводятся новые формы нашего взаимодействия с родителями, уводя их от позиции потребителя образовательных услуг. Эти формы ориентируют их на активное участие в развитии социализации и обучения детей. Перед коллективами дошкольных учреждений сегодня стоит важная социальная задача – оказание помощи семье в воспитании ребенка. Форма нашего взаимодействия с родителями коренным образом отличается от ранее применяемой: если до этого «проводилась работа с родителями», то сегодня внедряется такая форма, как «сотрудничество» с ними. Родители должны стать активными и полноправными участниками образовательного и воспитательного процесса. Сотрудничество педагогов с семьей предполагает обмен мыслями, переживаниями и чувствами, ведет к повышению педагогической культуры родителей. Безусловно, воспитание ребенка в детском саду совместно с семьей обеспечивает развитие его как личности и гармоничные отношения со взрослыми. С целью создания единого пространства для развития взаимодействия родителей и педагогов детсада осуществляется по трем направлениям. Первое из них – работа с коллективом детсада по организации взаимодействие с семьей, по формированию способности педагога налаживать личный контакт с руководителями, предупреждению проблемных ситуаций. В рамках этих задач были организованы следующие мероприятия: консультации, дидактическая игра «Родители обязаны. Педагоги должны», смотр-конкурс «Лучший уголок для родителей», в котором педагоги приняли активное участие. Проведен также педагогический совет по теме «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями дошкольников» и другие. Второе направление – педагогическое просвещение родителей. Оно реализуется в ходе проведения консультаций для родителей, индивидуальных бесед с ними, родительских собраний в форме «круглого стола», «посиделок» и т. д. Большую роль играет оформленный наглядно-информационный материал. Вовлечение родителей в деятельность детсада с целью развития мотивации у них выполнения общего интересного дела, проявления творческих способностей, реализации собственных идей является третьим, самым интересным и продуктивным направлением. В ходе данной работы проводятся различные мероприятия и праздники («Осенний бал», новогодние утренники, День защитника Отечества, который проводится в форме спортивного праздника, и другие). В организации и проведении их родители принимают самое активное участие. А сколько было оформлено выставок, на которые родители совместно с детьми готовили замечательные поделки! Это и выставки «Осенние фантазии», и самодельных войлочных игрушек, и фотовыставка «Как мы с папой помогаем маме», и другие. Используем мы в работе с родителями и инновационные педагогические технологии. Один из активно применяемых методов – метод проектов. Наши педагоги разрабатывают проекты, участниками которых являются не только педагоги и дети, но и родители. Например, участвуя в проекте «Ум – на кончиках пальцев», родители готовили пособия, стимулирующие ручную и пальцевую координацию. С презентацией данного проекта воспитатель Е. В. Яковлева участвовала в областном конкурсе медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь», где заняла третье место. Плодотворным является участие родителей и в других проектах. Наш коллектив стремится к установлению партнерских отношений с семьей каждого нашего воспитанника, к объединению усилий в деле развития и воспитания детей, создания атмосферы взаимопонимания и взаимоподдержки. И это дает свои положительные плоды. В заключение хотела бы сказать слова благодарности родителям, которые активно участвуют в жизни нашего детсада и готовы к дальнейшему сотрудничеству с нами. Рания Абдулина, заведующий детсадом «Колокольчик».
|