В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно-правовые документы федерального уровня последних лет внесли значительные коррективы в деятельность дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время при Министерстве образования и науки создана рабочая группа по разработке федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Проведенные исследования показывают, что родители, воспитатели, учителя начальной школы выдвигают разные требования к дошкольному образованию. Задача разработчиков ФГОС дошкольного образования – учесть интересы всех участников образовательного процесса, но прежде всего – ребенка. Новый стандарт нацелен на главный результат – социализацию ребенка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха. Такое нововведение требует новых профессиональных компетенций от педагогических работников. Анализ помог выявить готовность наших педагогов к переходу на новые образовательные стандарты. Всего в детском саду работает 16 педагогов. Изучив кадровый состав, мы выявили, что 60% сотрудников имеют высшее образование. Стаж педагогической деятельности более 10 лет имеют 75% педагогов и 82% – квалификационную категорию. Абсолютное большинство своевременно проходят курсовую переподготовку. Тем не менее, 18% педагогов не имеют квалификационной категории, 37% – имеют педагогический стаж свыше 20 лет: у них сложился определенный стиль деятельности, им значительно труднее принимать новые требования, переходить на новые методы воспитания. В результате выявились некоторые затруднения, связанные, в первую очередь, с отсутствием опыта, что затрудняет переход на новые стандарты. В течение трех лет проводился анализ по осмыслению положений новых требований, вовлечению наших педагогов в инновационный процесс. Выявлены проблемные вопросы, которые по мере возможности находят решение. Так, организована работа творческой группы по сопровождению образовательного процесса, рассмотрены новые варианты планирования воспитательно-образовательного процесса в соответствии с государственными требованиями. Также созданы группы взаимопосещения и поддержки с целью обмена педагогическим опытом. В современных условиях реформирования образования педагоги должны стремиться к переменам и порождать их, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, повышая свой профессиональный уровень, помнить, что обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь. Коллектив детского сада «Росинка». На снимке: на практическом занятии. Фото предоставлено автором.
|