– Владимир Петрович, чем вызваны изменения в закон о местном самоуправлении?
В. Хабаров:
– Напомню, что на проблемы, накопившиеся в системе местного самоуправления, обратил внимание Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию в декабре 2013 года. Он, в частности, отметил, что полномочия муниципалитетов достаточно размыты, постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района – в регион, с поселения – на район и обратно. И действительно, все мы это видим и понимаем, что изменения необходимы.
Кроме того, сейчас в ведении местного самоуправления находится много финансово не обеспеченных вопросов, в том числе напрямую касающихся жизнедеятельности каждого человека. Из этой ситуации тоже необходимо как-то выходить, приводить все, как отметил Президент, в соответствие со здравым смыслом. На местах должна быть реальная, сильная, финансово самостоятельная власть.
Принятые изменения в 131-й Федеральный закон должны повысить роль местного самоуправления, максимально приблизить этот уровень власти к людям.
– Как проходила работа по подготовке законопроекта?
М. Исламов:
– На базе профильных общественных организаций – Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) и Конгресса муниципальных образований – в декабре прошлого года была сформирована рабочая группа, перед которой стояла задача обобщить предложения по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении, поступавшие от экспертов, практиков муниципального управления, представителей субъектов Федерации. Рабочая группа детально проработала, проанализировала поступившие документы, обсудила их с региональными лидерами, руководителями муниципалитетов и систематизировала в три блока.
Первый блок – это вопросы институционального устройства местного самоуправления. Главный среди них: все ли возможности осуществлять местное самоуправление на самом близком к гражданам уровне существуют сейчас и могут ли граждане реально влиять на процесс принятия решений? Очевидно, что не все. И об этом как раз говорил Владимир Владимирович Путин, имея в виду, что необходимо приближать власть к населению.
Второй блок связан с полномочиями органов местного самоуправления, закрепленными в отраслевом законодательстве. Не все из них являются вопросами местного значения, поэтому необходимо уточнение перечня данных полномочий.
Третий блок – финансовые основы местного самоуправления. То есть за счет чего, за счет каких источников осуществлять эти полномочия?
В марте 2014 года группа депутатов Государственной Думы, представляющих различные фракции, внесла законопроект, который устраняет пробел в устройстве местного самоуправления. Затем, в течение двух месяцев были рассмотрены все предложения, поправки и корректировки. Сегодня закон обрел полноценную силу и направлен на решение главной задачи, которую поставил Президент в своем Послании. А в дальнейшем предстоит работа над совершенствованием полномочий и финансовой основы местного самоуправления.
– Каковы же основные нововведения, что принципиально изменится в устройстве местной власти?
В. Хабаров:
– Во-первых, изменения коснулись объема полномочий органов местного самоуправления. В ходе обсуждения законопроекта стало понятно, что нельзя ко всем муниципалитетам применять одни и те же мерки, необходимо учитывать все многообразие местной специфики. Где-то сельские поселения имеют достаточный экономический потенциал и могут выполнять не только свои собственные, но и дополнительно переданные с регионального уровня полномочия. А где-то у них нет сил исполнять даже минимум функций, например, по причине малонаселенности или отдаленности территории. Сельские поселения, как правило, всегда испытывают нехватку средств, поэтому было решено сузить круг вопросов, которые должны находиться в их ведении. Теперь их будет 13 – сокращение почти на две трети. При этом органы власти регионов могут делегировать муниципалитетам дополнительные вопросы местного значения, подкрепляя их деньгами.
Появляется возможность передавать дополнительный функционал успешным муниципалитетам, а для дотационных создавать механизмы поддержки. Таким образом, решается проблема перегруженности муниципалитетов полномочиями.
– А какие конкретно полномочия будут являться исключительно прерогативой муниципалитетов?
М. Исламов:
– Это, например, управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, определение структуры органов местного самоуправления, установление местных налогов, принятие планов и программ развития муниципального образования и так далее.
Что же касается дополнительных полномочий, то очень важно, что они могут быть переданы только с начала очередного финансового года. То есть исключается ситуация, когда в течение одного года объём бюджета остаётся прежним, а ответственность муниципалитета возрастает.
– Какие ещё изменения вносятся в 131-й закон?
В. Хабаров:
– Очень важно, что за регионами закрепляется право самим выбирать модель местного самоуправления.
Федеральный закон предусматривает два способа формирования представительного органа муниципального района и два способа избрания главы муниципального образования. Так, глава муниципалитета может быть избран населением на прямых выборах или же из состава депутатов местной думы. Избранный на муниципальных выборах глава может возглавить либо местную администрацию, либо представительный орган. То есть, скажем, где-то глава муниципалитета будет являться главой администрации, а где-то – председателем местной думы. При этом сохраняется норма, что в сельском поселении избранный глава может возглавить и местную администрацию, и думу одновременно. Если же глава муниципального образования избирается думой из своего состава, то он исполняет полномочия ее председателя, а глава администрации нанимается по контракту, то есть является так называемым «сити-менеджером».
Районная дума также может быть сформирована двумя способами: либо через муниципальные выборы, либо из числа глав поселений и депутатов сельских дум. Думы поселений формируются через проведение прямых выборов.
М. Исламов:
– Замечу, что при формировании районной думы из числа глав поселений и депутатов сельских дум могут возникнуть вопросы в районах со значительным числом поселений. В случае делегирования в районную думу глав поселений и хотя бы по одному депутату от сельской думы, возможно увеличение количества районных депутатов в 2-3 раза по сравнению с сегодняшней их численностью.
– А кто принимает решение о том, где какая модель будет применяться – сам муниципалитет или областная власть?
В. Хабаров:
– Решать будет региональная власть путем принятия областной Думой соответствующего закона. То есть ответственность за то, как будут формироваться органы местного самоуправления, возложена на региональных депутатов. Принятое решение в обязательном порядке подлежит закреплению в уставе муниципального образования.
М. Исламов:
– В числе изменений, которые внесены в закон, и новая модель местного самоуправления для крупных городов – городской округ с внутригородским делением. Предполагается, что это позволит более эффективно осуществлять местное самоуправление на уровне районов города. Однако каждый регион будет сам определять, целесообразно ли вводить такое внутригородское деление или нет. Этот вопрос, скорее всего, будет актуален для тех городов, где уже есть административные районы. Теперь в этих районах возможно образование органов местного самоуправления.
– Получается, что почти по каждому из обозначенных вопросов закон дает регионам право выбора, какое принимать решение?
В. Хабаров:
– Да, так и есть. Применение норм данного закона добровольно: они лишь дают возможность, а не обязывают, например, делить город на районы, избирать прямыми выборами или из состава депутатов главу муниципального образования. Закон не заставляет ничего менять. Если в каком-то регионе сложилась определённая модель местного самоуправления и она показывает свою эффективность на практике, то там можно и не применять новые нормы. Муниципальные органы – это те органы власти, с которыми постоянно сталкиваются граждане, поэтому совершенно справедливо, что закон дал регионам право самим определять вопросы устройства на местах.
– Определены ли сроки, в которые необходимо законодательно урегулировать эти вопросы?
М. Исламов:
– Да, такие сроки установлены, и они достаточно жесткие: до конца ноября 2014 года должны быть приняты региональные законы об организации местного самоуправления, а после этого, в течение трех месяцев – внесены соответствующие изменения в уставы муниципальных образований. Поэтому в ближайшее время нам предстоит провести серьёзную работу по формированию оптимальной модели местного самоуправления у нас в области.
– Какие еще изменения ожидаются в системе организации местного самоуправления?
В. Хабаров:
– В дальнейшем реализация полномочий органов МСУ будет напрямую связана с изменениями бюджетного и налогового законодательства, совершенствованием межбюджетной системы. Это следующий этап реформы. На федеральном уровне предполагается внесение изменений по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских, сельских поселений из бюджетов вышестоящего уровня, а также закрепление за районами дополнительных источников доходов.
Кроме того, мы ожидаем, что будут приведены к единообразию различные федеральные законы, которыми закреплены функции органов местного самоуправления.
– Если кратко сформулировать основную суть реформирования системы местной власти – в чем она?
М. Исламов:
– Главное то, что субъекты Федерации получают дополнительные механизмы по уточнению полномочий между региональным и местным уровнями власти. Нужно, чтобы регионы и муниципалитеты работали слаженно, как одна команда в интересах развития территорий, повышения качества жизни людей.
В. Хабаров:
– Основная мысль закона – муниципальные власти смогут эффективно работать только при активном содействии власти региональной. Надо объединить усилия для достижения единой и понятной всем цели – благополучия наших граждан. Муниципальные образования должны стать сильными и способными выполнять общегосударственные задачи в соответствии с целями, обозначенными Президентом на долгосрочную перспективу. Думаю, что у нас, в Курганской области, при поддержке и участии населения, получится это сделать.
Пресс-служба Курганской областной Думы.
|