Свои исследовательские работы представили учащиеся из шести образовательных учреждений района и их филиалов. Научными руководителями выступили учителя истории. Конференция началась с общей презентации, где ведущие Владислав Пушкарев и Ольга Пушкарева из Белоярской школы совершили краткий экскурс в 400-летнюю эпоху Романовых. Затем ребята представили свои работы по хронологическому принципу от Петра I до Николая II. Оценивало выступление ребят жюри под председательством Г. И. Вепревой, посвятившей большую часть своей педагогической деятельности преподаванию истории. Однако и все другие участники конференции оценивали выступления и определяли лучшие работы.
По мнению большинства, одной из лучших стала исследовательская работа Полины Иконниковой, ученицы седьмого класса школы № 2 г. Щучье (руководитель О. А. Лагойда), посвященная жизни Святой Елизаветы Федоровны Романовой – супруги пятого сына императора Александра II, великого князя Сергея Александровича. Удивительная, интересная и трагическая судьба этой женщины, а также очень проницательный рассказ Полины вызвали огромный интерес у слушателей, и она заняла первое место в средней возрастной группе. Также первое место присуждено и Алине Карабициной (8 класс, Чистовская школа, руководитель Е. В. Елисеева). Очень эмоциональным получился рассказ Анжелики Ваулиной (8 класс, Сухоборская школа, руководитель Н. П. Ушакова) о деятельности Петра I, ее работа заняла второе место. Очень приятно, когда в научно-исследовательской работе принимают участие ребята, звучит мальчишеская твердая речь и чувствуется пытливость ума. Так, Константин Силяков и Дмитрий Рязанов, учащиеся 7«б» класса школы № 2 г. Щучье, исследовали европейскую модель обучения и воспитания наследников династии Романовых: Павла I, Александра I, Николая I. Было чему поучиться на конференции и моему подопечному, самому юному участнику Евгению Бычкову (5 класс, Майковская школа), который пока занял третье место. Предметом исследования его работы стали некоторые преобразования Петровской эпохи: новый год с 1 января, традиция украшать ели, картофель и кофе, первый музей и первая газета – это лишь то немногое, что появилось в Российской империи при Петре I и осталось до наших дней. Конечно, основной силой конференции стали старшеклассники – учащиеся 9-11-х классов. Их работы отличались большей выверенностью, наличием различных точек зрения и взглядов. Первое место в старшей возрастной группе занял исследовательский проект «Развитие системы образования в Российской империи при Романовых», авторами которого стали Елизавета Долматова и Никита Шишков из 9 класса школы № 2 г. Щучье (руководитель О. И. Барышева). В ходе работы над проектом ими был изучен теоретический материал, сгруппирован в таблицы и диаграммы, сделаны выводы. Эта работа – пример настоящего исследования. Кроме того, Никита, один из авторов проекта, очень увлечен историей и в этом году стал призером областного тура Всероссийской олимпиады школьников. Второе место среди старшеклассников поделили Дарья Чуйкова (10 класс, школа № 1 г. Щучье, руководитель Т. С. Клементьева) и Анастасия Ковалева (11 класс, Песчанская школа, руководитель А. А. Щапова). Настя в своей работе изучила различные точки зрения на крестьянскую реформу 1861 года, а Дарья провела виртуальную экскурсию в Храм-Памятник на Крови – место расстрела царской семьи в Екатеринбурге. Изучению биографии и политической деятельности Екатерины II была посвящена работа Екатерины Луговых (10 класс, школа № 2 г. Щучье, руководитель Л. Н. Леготина), занявшей третье место; о последнем Российском императоре Николае II провели исследование выпускницы школы № 3 г. Щучье Дарья Ушакова и Мария Тимохина (руководитель В. М. Циулина). Через три года будет 100 лет как произошло крушение Великой Российской империи, а в 2018 году вековой промежуток времени отмеряет история кровавой драмы, прервавшей 400-летний путь царской династии Романовых. Время расставляет на места приоритеты и ценности, дает возможность размышлять, искать истину и извлекать уроки. И задача нас, учителей истории, направить детей по пути исследования, поиска и понимания важности изучения истории своей страны, своего края. Научно-практическая конференция стала ярким примером совместной деятельности учащихся и педагогов в этом общем деле. Поздравляю всех победителей и призеров конференции, а также педагогов, подготовивших своих учеников. Выражаю благодарность членам жюри Г. И. Вепревой, А. И. Кунгуровой, Е. В. Ротодыновой, руководителю районного научного общества учащихся О. А. Лагойда и за гостеприимство – коллективу Дома детства и юношества (директор В. Ю. Лагойда). Желаю всем творческих успехов в деле обучения и изучения родной истории. Юрий Шахматов, руководитель районного методического объединения учителей истории. Фото предоставлено автором.
|