Суббота, 11.01.2025, 22:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Щучанская районная газета "Звезда"

Меню сайта
Форма входа
Вопрос-ответ
ГТО
БЛАГОВЕСТ
Антикоррупция
Дни воинской славы
90 лет району
Человек труда
Правительство обл
Областная Дума
Администр района
Погода
Категории раздела
Статьи [777]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи

    Сомнения – толчок к исследованию

        Что такое краеведение? Это  изучение истории, природы, географии, хозяйства, культуры  определённой  территории, района, населенного пункта. Оно помогает изучать далекое и недавнее прошлое родного края. Очень важно, что краеведение включено в школьную программу и подрастающее поколение может глубже познать свое историческое наследие. Отрадно, что есть  учащиеся, которые всерьез увлечены краеведением и делятся полученными знаниями с другими. Таковой, к примеру, является ученица 7 «А» класса школы № 2  г. Щучье Полина Иконникова. Её исследовательская работа об истории старинного здания в д. Кнутово Щучанского района  вызвала интерес, как у учащихся, так и  учителей. В своей работе под названием «Система образования в Щучанском районе в период 19-20 веков» Полина попыталась узнать, для чего служило это разрушенное от времени здание, могло ли оно быть школой? В результате семикласснице совместно с педагогом-руководителем О. А. Лагойда удалось приоткрыть  завесу тайны этого здания, узнать много нового и интересного. 

       Полина очень любит путешествовать. Однажды вместе с родителями она остановилась у заброшенного здания прошлого века в д. Кнутово нашего района. Издалека оно смотрелось как разрушенный замок: высокое, просторное, с множеством комнат и окон. Осмотрев его вблизи, семья Иконниковых предположила, что это был либо купеческий дом, либо церковно-приходская школа. Именно эти сомнения и стали стартовой площадкой для исследовательской работы Полины, которая в сокращенном варианте представлена ниже.
    «Первым делом мною были сделаны запросы в Курганский и Шадринский государственные архивы, попутно черпалась информация со специальных сайтов в Интернете. Изучив ответы из архивов, мне удалось  точно узнать, что деревня Кнутово ранее называлась деревня Кнутова. Она относилась к Приходу Николаевской церкви села Ново-Николаевского  Шадринского  уезда  Пермской  (с 1819 г. Екатеринбургской) губернии.
      Следующим шагом в  исследовании  стало установление факта нахождения церковно-приходских школ в Шадринском уезде. На сайте Курганской областной библиотеки имени Югова  нашлась электронная отсканированная версия документа –  «Отчета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Екатеринбургской епархии за 1894-1895 гг».
      Нами установлено, что в Шадринском уезде  25 февраля 1888 года была открыта  Песчанская церковно-приходская школа. Руководителем церкви был законоучитель – «священник Иоан Чернышов, кончивший курс семинарии с 7 ноября 1890 года. Занимался в школе с усердием, хотя и не всегда посещал школу исправно  по причине болезни». В отчете сказано, что почти все законоучителя, за немногим исключением, усердно исполняли свои обязанности и преподавали Закон Божий по утвержденной Святейшим Синодом программе,  …«старались сообщить этому предмету главным образом нравственно-воспитательное значение».
    Кроме законоучителя в церковно-приходской школе работали учителя и учительницы. Так, «в Песчанской школе с 25 февраля 1888 года работал дъякон Михаил Чирков из 6 класса Екатеринбургской гимназии. Занимался с любовью и успехом, несмотря на постигшее его среди года несчастье, смерть жены. Ученики оказали достаточные успехи».
     Учебные пособия и учебники поступали из братства праведного Синода и епархиального училищного Совета. В школе имелась библиотека, в ней хранились учебные пособия,  книги для внеклассного чтения и брошюры духовно-нравственного и исторического содержания.
    Из  архивного документа мы еще узнали о том, что духовенство «отслеживало», как относилось местное население к школам. Например, о Шадринском уезде в отчете отмечено, что «каждое дело начинается молитвою, учат больше божественному, за детьми смотрят строго, заставляют всегда ходить в церковь, где сами читают и поют». В каждой школе занятия проводились по расписанию, «с требованиями программ», утвержденных Синодом, «отступление от расписания бывало только в крайних случаях». В школах имелись журналы, где отмечались пофамильно учащиеся, ставились отметки за отчеты по пятибалльной системе.  При нарушении дисциплины и правил ученики подвергались наказанию – «замечанию наедине или пред  всем классом, выговору, стоянию на ногах во время урока за партою или у классной доски, лишению права принимать участие в детских играх на переменах, задержанию в школах на непродолжительное время после уроков (на час или более), сообщение о поведении виноватого его родителям, вызова их для сообщений и воздействия и помощи школе для исправления нерадивых и неисправных учеников». 
    Из другого источника мы узнали, что учебный год в церковно-приходских школах начинался с 10 октября и заканчивался 24 февраля следующего года. Дети изучали следующие предметы: чтение церковной и гражданской литературы, четыре действия арифметики,  посредством объяснительного чтения давались некоторые сведения по географии, истории и природоведению. Заработная плата учителей на территории нашего района составляла 360 рублей, законоучитель получал 60 рублей из нужд Совета, учительская пенсия составляла 36 рублей. Оплата труда учителей зависела от нагрузки, стажа работы и образования. 
    Таким образом, мы узнали, что  начальные школы в дореволюционной России существовали при церковных приходах, были двух-, трехклассные школы, сеть церковно-приходских школ находилась в ведении Синода. 
      Возвращаясь к нашему неизвестному зданию, мы установили, что в деревне Кнутово не было церкви, деревня относилась к Ново-Николаевскому приходу, поэтому  предположение о том, что это здание церковно-приходской школы потерпело фиаско».
                                                                                                                          По материалам 
                                                                                                               Полины Иконниковой 
                                                                                         подготовила Оксана Абрамовских.  
                                                                                                                 (Окончание следует).

     

     

    Категория: Статьи | Добавил: Редакция (23.05.2014)
    Просмотров: 399 | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: