Что такое краеведение? Это изучение истории, природы, географии, хозяйства, культуры определённой территории, района, населенного пункта. Оно помогает изучать далекое и недавнее прошлое родного края. Очень важно, что краеведение включено в школьную программу и подрастающее поколение может глубже познать свое историческое наследие. Отрадно, что есть учащиеся, которые всерьез увлечены краеведением и делятся полученными знаниями с другими. Таковой, к примеру, является ученица 7 «А» класса школы № 2 г. Щучье Полина Иконникова. Её исследовательская работа об истории старинного здания в д. Кнутово Щучанского района вызвала интерес, как у учащихся, так и учителей. В своей работе под названием «Система образования в Щучанском районе в период 19-20 веков» Полина попыталась узнать, для чего служило это разрушенное от времени здание, могло ли оно быть школой? В результате семикласснице совместно с педагогом-руководителем О. А. Лагойда удалось приоткрыть завесу тайны этого здания, узнать много нового и интересного.
Полина очень любит путешествовать. Однажды вместе с родителями она остановилась у заброшенного здания прошлого века в д. Кнутово нашего района. Издалека оно смотрелось как разрушенный замок: высокое, просторное, с множеством комнат и окон. Осмотрев его вблизи, семья Иконниковых предположила, что это был либо купеческий дом, либо церковно-приходская школа. Именно эти сомнения и стали стартовой площадкой для исследовательской работы Полины, которая в сокращенном варианте представлена ниже.
«Первым делом мною были сделаны запросы в Курганский и Шадринский государственные архивы, попутно черпалась информация со специальных сайтов в Интернете. Изучив ответы из архивов, мне удалось точно узнать, что деревня Кнутово ранее называлась деревня Кнутова. Она относилась к Приходу Николаевской церкви села Ново-Николаевского Шадринского уезда Пермской (с 1819 г. Екатеринбургской) губернии.
Следующим шагом в исследовании стало установление факта нахождения церковно-приходских школ в Шадринском уезде. На сайте Курганской областной библиотеки имени Югова нашлась электронная отсканированная версия документа – «Отчета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Екатеринбургской епархии за 1894-1895 гг».
Нами установлено, что в Шадринском уезде 25 февраля 1888 года была открыта Песчанская церковно-приходская школа. Руководителем церкви был законоучитель – «священник Иоан Чернышов, кончивший курс семинарии с 7 ноября 1890 года. Занимался в школе с усердием, хотя и не всегда посещал школу исправно по причине болезни». В отчете сказано, что почти все законоучителя, за немногим исключением, усердно исполняли свои обязанности и преподавали Закон Божий по утвержденной Святейшим Синодом программе, …«старались сообщить этому предмету главным образом нравственно-воспитательное значение».
Кроме законоучителя в церковно-приходской школе работали учителя и учительницы. Так, «в Песчанской школе с 25 февраля 1888 года работал дъякон Михаил Чирков из 6 класса Екатеринбургской гимназии. Занимался с любовью и успехом, несмотря на постигшее его среди года несчастье, смерть жены. Ученики оказали достаточные успехи».
Учебные пособия и учебники поступали из братства праведного Синода и епархиального училищного Совета. В школе имелась библиотека, в ней хранились учебные пособия, книги для внеклассного чтения и брошюры духовно-нравственного и исторического содержания.
Из архивного документа мы еще узнали о том, что духовенство «отслеживало», как относилось местное население к школам. Например, о Шадринском уезде в отчете отмечено, что «каждое дело начинается молитвою, учат больше божественному, за детьми смотрят строго, заставляют всегда ходить в церковь, где сами читают и поют». В каждой школе занятия проводились по расписанию, «с требованиями программ», утвержденных Синодом, «отступление от расписания бывало только в крайних случаях». В школах имелись журналы, где отмечались пофамильно учащиеся, ставились отметки за отчеты по пятибалльной системе. При нарушении дисциплины и правил ученики подвергались наказанию – «замечанию наедине или пред всем классом, выговору, стоянию на ногах во время урока за партою или у классной доски, лишению права принимать участие в детских играх на переменах, задержанию в школах на непродолжительное время после уроков (на час или более), сообщение о поведении виноватого его родителям, вызова их для сообщений и воздействия и помощи школе для исправления нерадивых и неисправных учеников».
Из другого источника мы узнали, что учебный год в церковно-приходских школах начинался с 10 октября и заканчивался 24 февраля следующего года. Дети изучали следующие предметы: чтение церковной и гражданской литературы, четыре действия арифметики, посредством объяснительного чтения давались некоторые сведения по географии, истории и природоведению. Заработная плата учителей на территории нашего района составляла 360 рублей, законоучитель получал 60 рублей из нужд Совета, учительская пенсия составляла 36 рублей. Оплата труда учителей зависела от нагрузки, стажа работы и образования.
Таким образом, мы узнали, что начальные школы в дореволюционной России существовали при церковных приходах, были двух-, трехклассные школы, сеть церковно-приходских школ находилась в ведении Синода.
Возвращаясь к нашему неизвестному зданию, мы установили, что в деревне Кнутово не было церкви, деревня относилась к Ново-Николаевскому приходу, поэтому предположение о том, что это здание церковно-приходской школы потерпело фиаско».
По материалам
Полины Иконниковой
подготовила Оксана Абрамовских.
(Окончание следует).
|