«Деревня Кнутова Шадринского уезда Оренбургской губернии была очень большая, больше, чем даже село Николаевка. В деревне было четыре улицы: Сахатовка, Максимовка, Забегаловка и Середовка. Земское общество решило построить школу, так как в каждой семье росло по пять-шесть ребятишек.
До революции, в деревне жил купец по фамилии Ячменев. Выделенные Земством деньги были отданы ему. Ячменев стал распорядителем этих денег. Строили школу крестьяне. За школой находятся ямы. Ямы – это вырытые карьеры, из которых в то время взяли пробу глины и песка и на берегу изготавливали кирпич. С населения собирали по пять-десять яиц в день, так как раствор для постройки здания заводили на яичных белках. Технология такая же, как при постройке церквей. В 35-36-х годах 20 века в школе случился пожар. Сгорела часть здания. В 40-х годах в школе еще учились дети, а после войны там хранили общественную картошку (в здании были очень большие подвалы), и вся крестьянская голытьба села там жила. В школе стояли печки, там же и пекли картошку.
Первая учительница школы – Кузнецова Аполлинария Ивановна. Там она занималась с детьми, кормила голытьбу, заботилась о них… В 75-м году из здания школы сделали летнюю дойку. С 80-х годов здание школы стало предметом посягательств: кирпич здания был очень хороший и крепкий, и люди от жадности рушили стены. Они падали, но не ломались, ни колуном, ни топором никто не смог их сломать. Так и стоят руины до сих пор».
Так перед Полиной Иконниковой появился ответ: неизвестное здание – это всё-таки бывшая земская школа. Но возникли другие вопросы: что такое земство? Как учились дети в земских школах? За разъяснениями этих понятий девочка отправились в районную библиотеку. В читальном зале с удовольствием согласились помочь с выбором нужной литературы.
«Так что же такое земства (земские учреждения)? Это выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой в 1864 году. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России, были упразднены после Октябрьской революции 1917 года.
Земские школы – начальные школы в дореволюционной России, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. Права земств сводились преимущественно к решению финансово-хозяйственных вопросов (сбор средств с сельских обществ на постройку и содержание школ, наём помещений под школы, снабжение школ хозяйственным оборудованием, топливом и т.п.); они не имели права вмешиваться в учебно-воспитательную деятельность школ (определять содержание программ, учебников и учебных пособий, назначать учителей и т.д.). Несмотря на правительственные ограничения, земские школы отличались хорошей постановкой учебно-образовательной работы. В земских школах должны были изучаться Закон Божий, чтение, письмо, арифметика и, по возможности, пение. Занятия велись по лучшим (из числа тех, которые были допущены Министерством просвещения для начальной школы) учебникам («Родное слово» К. Д. Ушинского, «Азбука» и книги для чтения Л. Н. Толстого, «Наш друг» Н. А. Корфа, и др.). Широко использовались наглядные пособия, некоторые земства организовывали школьные библиотеки. Земские школы сыграли большую роль в распространении грамотности и начального образования среди крестьян.
«Мы узнали о том, что во второй половине 19 века контроль за работой учебных заведений усилился. В 1874 году была учреждена дирекция народных училищ, которая осуществляла главным образом политический надзор над учебными заведениями, следила за благонадежностью народных учителей. Министерство народного просвещения требовало постоянного контроля за поведением учащихся, учителям приписывалось усилить надзор за нравственностью обучающихся. Работу земских школ контролировали штатные смотрители. Они отмечали в журналах количество учащихся, их успеваемость, квалификацию учителей, материальную базу.
Земские школы были на содержании земских обществ. Земство выплачивало жалование учителю и обеспечивало классными принадлежностями. Так, например, в Щучанском районе Белоярское двухклассное училище получало от общества на хозяйственное содержание 200 рублей, Чумлякское – 360 рублей, а Кузнецовское – 36 рублей. Училища подчинялись Оренбургскому учебному округу.
В книгах я нашла интересную информацию: «18 октября 1913 года собрание депутатов земской управы постановило: «Возбудить ходатайство перед Министерством народного просвещения об открытии в Чумляке мужского высшего народного училища за счет Министерства и внести в смету будущего года 3595 рублей». Проектами также предусматривались в селах Сухоборском, Чистом, Пуктыше открыть двухклассные училища.
Подлинных фактов, подтверждающих открытие училищ в указанных селах, мы не нашли, но можно предположить, что и земская школа в д. Кнутово была построена в это же время – в 1913-1914-х годах.
Исходя из данных, выясняется, что уровень грамотности населения был очень низким. В Челябинском уезде, куда входил наш район, грамотными были только 15,08 % населения. Распространение грамотности на территории района началось со второй половины 19 века. Особо важную роль в деле становления и развития начальных школ сыграла церковь. Именно на базе церквей открывались новые приходские школы и школы грамоты, и первыми учителями в них были священники.
Проблемы, стоящие перед школой, начинают понемногу решаться с возникновением института земства, которое увеличивало вложения на народное образование. Уездные земства проводили сбор статистических данных о численности детей школьного возраста и инспектора постоянно выезжали в населенные пункты для осмотра школ.
Церковно-приходские и земские школы в целом составляли систему образования в Щучанском районе в дореволюционный период.
Эта исследовательская работа помогла мне хоть чуть-чуть прикоснуться к истории родного края, открыть до сих пор неизвестное».
Быть может, у кого-то из наших читателей тоже возникнет интерес открыть для себя завесу тайны из истории нашего края и поделиться с ней на страницах «районки», как это сделала Полина. Ждем от вас новых материалов для публикации на страницах газеты. Давайте изучать историю вместе!
По материалам Полины Иконниковой подготовила Оксана Абрамовских.
|