ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ Укоренение этой традиции, по словам руководителя отдела религиозного образования и катехизации Курганской и Шадринской епархии иерея Михаила Ширяева, объясняется развитием связей между Русской Православной Церковью и органами образования. Государство обращается к опыту церкви не случайно, так как состояние общества, молодежи в постперестроечные годы внушает большую тревогу. Необходимо правильно направить наших детей в этой жизни, дать им те духовно-нравственные ориентиры, которые были характерны для русского народа на протяжении тысячелетней истории. И тема первых межмуниципальных рождественских образовательных чтений была выбрана соответствующая – «Традиционные духовно-нравственные ценности и современное образование». Приветствуя участников мероприятия, глава района П.И.Чикишев отметил, что, действительно, в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения маяком для общества должна стать православная церковь. Хотя очень сложно бывает людям старшего поколения, воспитанным на негативном отношении к религии, многое понять из ее учений, однако надо начинать с изучения исторической роли церкви в образовании Российского государства, его культуры, письменности, литературы… «Без-условно, русская культура, – под-черкнул он, – зиждется сегодня на тех церковных устоях, религиозных понятиях, которые определены были нашими предками». Как глава района, где проживают люди разных национальностей, Петр Иванович обратил внимание на то, что религия – дело очень тонкое, и необходимо соблюсти баланс, который налаживался веками между представителями разных вероисповеданий, нужно иметь терпение и такт. Кстати, сегодня в четвертых классах всех школ России ведется курс «Основы религиозных куль-тур и светской этики». Родителям был предоставлен выбор из шести модулей. У нас в районе в двух школах отдали предпочтение «Основам православной культуры», 87 школьников изучают «Основы мировых религиозных культур», а большинство (150) – «Основы светской этики». Хотя, как поделились со мной учителя, на следующий год больше родителей решили все же выбрать для своих детей курс, связанный с изучением православия. «ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» С большим интересом участники форума слушали выступление иерея Михаила Ширяева на эту тему. По его словам, то, какими будут наши дети, зависит во многом от того, какие ценности мы им прививаем, о каких ценностях мы с ними говорим. Духовность – понятие очень емкое. Дух творит себе формы. Человек, наполненный духом злобы, и человек, наполненный духом любви к ближнему, конечно, проявляют себя соответствующим образом: один делает зло, другой – творит благо, часто поступаясь собственными интересами. Два пути духовного делания связаны с двумя мировоззренческими установками, которые характерны для разных типов культуры. В частности, для западноевропейской культуры характерна внутренняя эгоцентрическая установка чело-века: мое «Я» – центр Вселенной. Нравственным объявляется то, что нравится конкретному чело-веку. Единственно, чем ограничивается подобный подход, чтобы не мешать другому человеку, по-этому западное общество жестко зарегулировано многочисленными законами. Внешняя регламентированность и внутренняя псевдосвобода запада до послед-него времени доминировали в мире. Такая эгоцентрическая установка проникла и в нашу систему образования с реформами после распада СССР. Чем опасна эта установка? Как подчеркнул Михаил Ширяев, тем, что человек начинает служить самому себе. Свое «Я» для него становится идолом, все подчиняется собственному жизнен-ному успеху. На самом деле, мы так много говорим о необходимости быть успешными. А кто не успешен – человек второго сор-та? Как показывает история, на этой основе сформировалась идеология расизма – превосходства белого человека над людьми другого цвета кожи, и немецкого фашизма – превосходства отдельного народа над другими. Для православия это не характерно, это кардинально противоположно тому настрою, в русле которого развивалось наше общество на протяжении тысячелетии и даже в советское время. При внешнем отрицании христианской морали, особенно в первые десятилетия, тем не менее, к 60-70-м годам именно ее моральные принципы возобладали. Нравственный кодекс строителя коммунизма – в целом, это перелицованные христианские заповеди. Ответственность нашего общества перед будущими поколениями чрезвычайно велика, и она нарастает с каждым годом, ибо детей все меньше. Мы по сути вымираем. «Об этом молчат, а надо кричать, – призывает священнослужитель. – И не хеллоуины всякие отмечать, и Дни Святого Валентина, а возвращаться к нормальной системе нравственных координат, которые помогут им выстоять под напором мощнейшей пропаганды греха». Особенную опасность представляет Интернет. Традиционно семья для русского человека являлась главнейшей ценностью жизни, и верность супругам, целомудрие до брака были для нас естественными. Сейчас ситуация удручающая – свидетельством тому под-ростковые беременности, аборты. И на замену традиционной семье предлагается так называемое западное партнерство – гражданские браки без всякой ответственности и обязательств друг перед другом и детьми. «Аборты – главный бич нашего народа, мы больше убиваем, чем рожаем», – подчеркнул он. На-вязанная нам сексуальная революция, раннее развращение характерно для многих европейских государств. И вот результат: каждая 4-5 семейная пара у нас сегодня просто не может иметь детей по причине бесплодия. Еще один важный момент: в противовес такой традиционной для русского ценности, как Отечество, нам предлагается идеология глобализма. Миллионы наших соотечественников сложили за Отечество головы. И дореволюционный лозунг «За веру, царя и Отечество!» отражает те высшие ценности, ради которых русский человек был готов пожертвовать жизнью. А жертва, по Евангелию, – это проявление любви. Увы, сегодня наши стар-шеклассники не хотят идти в армию, и речь даже не о пожертвовании жизнью, они не готовы жертвовать своим комфортом, ленью, расслабленностью. Само понятие послужить Родине в современном обществе стерто. И сегодня от нас зависит, будут ли прививаться в школе высшие ценности наших предков – святость, целомудрие, семья, Отечество. НАЛАДИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО Важным моментом Рождественских чтений стало подписание соглашения о сотрудничестве от-дела образования администрации Щучанского района (РОНО) и православного прихода Флоро-Лавровской церкви с. Белоярского. Документ подписали заведующий РОНО С. В. Вага-нова и иерей Александр Антонов. Предполагается, что та совместная работа, которая была на-чата, будет продолжена, в том числе участие священнослужителей Русской Православной Церкви в родительских собраниях и других мероприятиях, проводимых в школах района. По мнению отца Александра, необходимо «вернуться к нашим православным корням. В церкви можно найти ответы на все вопросы». Прекрасный опыт многих преподавателей, классных руководителей Чистовской, Чумлякской, Пивкинской, Николаевской, Белоярской, Сухоборской, городских и других школ, Дома детства и юношества, сотрудников библиотек, воспитателей социального приюта свидетельствует о том, что сегодня школы и другие учреждения уделяют большое внимание воспитанию детей. В этом можно было убедиться на мастер-классах, которые проводились в рамках Рождественских чтений. Сами воспитатели и учителя обращаются к опыту православной церкви. И причина этого, по замечанию иерея Михаила Ширяева, «в нашей генетической памяти, ведь у каждого из нас примерно 40 поколений православных предков, это не может не сказаться на мировосприятии, какими бы мы не объявляли себя коммунистами, атеистами. Душа естественным образом тянется к религии». Много планов совместной работы со школьниками у благочинного западного округа Алексия Фасолы, в том числе по обустройству родников, по созданию архиерейского отряда, который повторит путь епископа Сильвестра по Зауралью. Он убежден, что дети у нас прекрасны, и особо отметил работу по приобщению к православию воспитанников приюта, которую по велению души ведет Дмитрий Леонидович Стародубцев. Кстати, выступление этих замечательных дети-шек на форуме никого не оставило равнодушным. Делясь своими впечатлениями после мероприятия, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Курганской и Шадринской епархии Михаил Ширяев отметил, что «Щучанский район в самом начале пути сотрудничества с церковью, но то, что наработано за годы апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики», позволяет говорить, что база есть. Главное не давать этому заглохнуть и развиваться в на-правлении приобщения к отечественной культуре, привлечения к сотрудничеству православных священников. У священника громадный опыт общения, которого нет ни у одного педагога». Жаль, что рамки газетной статьи не дают возможности передать все те впечатления, которыми поделились со мной сами учителя. Им порою трудно самим бывает сориентироваться в сегодняшнем мире, где не духовные, а материальные ценности ставятся во главу угла. И поддержка священника в этом случае как нельзя кстати. Елена Волкова.
|