В рамках Всемирного дня ребенка в Центре социального обслуживания населения Щучанского района прошел «День правовой помощи детям». Целью данного мероприятия стало правовое консультирование семей с детьми, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по различным вопросам социальной поддержки предоставления адресной социальной помощи. Кроме того, каждый желающий получил грамотную юридическую помощь по аспектам усыновления, опеки и попечительства. Для освещения всех этих вопросов были приглашены специалисты из соответствующих областей. Так, на мероприятии присутствовали: С. Н. Мотовилова, начальник отдела соцзащиты населения в Щучанском районе; М. А. Лукина, представитель Управления Пенсионного Фонда РФ в Щучанском районе; И. А. Седова, специалист отдела народного образования администрации Щучанского района; Т. В. Воронцова, специалист сектора опеки и попечительства отдела народного образования; Т. А. Смолина, адвокат; С. А. Ботова, и.о. заместителя директора Комплексного центра социального обслуживания населения; О. В. Волкова, заведующая отделением по работе с семьей и детьми центра соцобслуживания населения. Работу Дня правовых знаний координировали специалисты центра соцобслуживания населения.
Многие вопросы, прозвучавшие в этот день, являются весьма актуальными, а ответы на них могут быть интересными и, главное, полезными и другим категориям граждан. Например, один из вопросов звучал: «Что ждет родителей, лишенных родительских прав, которые уклоняются от уплаты алиментов?» Отвечая на него, специалисты подчеркнули, что российское законодательство предусматривает уголовную ответственность за неуплату алиментов, и санкции по данной статье ужесточились. Мерой наказания сейчас может быть не только ограничение свободы, но даже и лишение свободы. Поэтому при возникновении подобной ситуации следует обратиться в службу судебных приставов. При отрицательном результате работы судебных приставов с должниками дело передается в суд. При этом нужно набраться терпения и до конца настаивать на разрешении данной проблемы в пользу ребенка. В продолжение темы о взаимоотношениях родителей и детей был задан такой вопрос: «Может ли родитель, лишенный родительских прав, претендовать на содержание его своим ребенком после достижения последним совершеннолетия?» Ответ прозвучал предельно четко и кратко: «Родители, лишенные родительских прав, не освобождаются от уплаты алиментов, но права на содержание их ребенком не имеют». Следующий блок вопросов, ответы на которые дали специалисты, был посвящен опеке и попечительству над детьми-сиротами, а также правам семей, в которых есть такие дети. Так, присутствующим было разъяснено следующее: – если ребенок признан оставшимся без попечительства родителей, то он обладает всеми правами детей-сирот. Например, правом на получение бесплатного образования до 23 лет; – многодетной считается семья, состоящая из трех и более детей, в которой дети являются родными или усыновленными (в случае опекунства над детьми, семья не считается многодетной). И такая многодетная семья может вне очереди устроить детей в детский сад при условии, что все дети прописаны на жилплощади приемных родителей. Для разрешения этого вопроса необходимо представить справку о составе семьи в районный отдел народного образования. Немаловажное значение на сегодняшний день имеет вопрос обеспечения жильем детей-сирот. Пришедших на встречу интересовало, где ребенок, оставшийся без родителей, может получить жилье по достижении им совершеннолетнего возраста – по месту жительства или по месту прописки? Как выяснилось, на территориях сельсоветов в Щучанском районе жилье детям-сиротам не выделяют, и строится оно только в г. Щучье. Также в ходе разговора стало известно, что если у ребенка в собственности уже есть жилье (например, доля жилой площади родителей, лишенных родительских прав), то отдельное жилье после совершеннолетия ему уже не положено. Особое внимание на встрече было уделено вопросам, посвященным детям-инвалидам, их образованию, а также правам родителей этих детей. Например, каким образом могут обучаться дети-инвалиды? Какие программы обучения предусмотрены для них, и какими возможностями дети и их родители имеют право пользоваться? Ответы специалистов были обнадеживающими, ведь, по их словам, обучение детей-инвалидов предусматривает различные способы и варианты. Все дети имеют право на получение образования. Прием граждан в учреждения осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении документа, удостоверяющего личность. При предъявлении справки ВК из Щучанской ЦРБ может быть организовано обучение на дому. Однако для более точного выбора способа обучения ребенка-инвалида рекомендуется пройти областную психолого-медико-педагогическую комиссию, которая прописывает определенный образовательный маршрут для таких детей, а также дает рекомендации для учителя и родителей, как обучать каждого ребенка в зависимости от его заболевания. Такая комиссия ежегодно проходит в г. Щучье на базе средней школы № 2. Очередная – состоится в мае следующего года. Для прохождения комиссии необходимо сделать заявку по телефону 2-26-32. Другой вариант – обучение в Курганской областной средней школе дистанционного обучения детей-инвалидов. На период обучения в начальных классах этой школы за каждым ребенком закрепляется учитель, который занимается с ним на дому. Дополнительно в этот период осуществляется дистанционное освоение некоторых предметов посредством компьютера. Комплект оборудования детям предоставляется бесплатно (по договору). Для каждого ребенка выстраивается индивидуальный маршрут. При выборе этого способа обучения родителям необходимо подготовить пакет документов, а также получить разрешение врача о том, что ребенку не противопоказаны занятия на компьютере. Относительно имеющихся льгот для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья было сказано следующее: согласно статье 93 Трудового Кодекса РФ, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе одного из родителей, имеющих ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет. При работе в условиях неполного рабочего времени оплата производится пропорционально отработанному работником времени или в зависимости от выполненного этим работником объема работ. Труд на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений на продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска. «Ребенок получает пенсию по потере кормильца. Будет ли он иметь какие-то льготы в образовательном учреждении после школы?» – так звучал еще один вопрос. «Если ребенок не относится к льготной категории, например, к детям-сиротам, то для него никаких льгот не предусмотрено. Однако пенсию он будет получать до 23 лет, при условии, что обучается по очной форме обучения». Подготовила Александра Лемешева. Фото автора.
|